..::Великие Злодеи::..

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ..::Великие Злодеи::.. » Мифологические » Василиск


Василиск

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Имя:ВАасилиск (кокатрикс)
Мифология: МифыДревней Греции, легенды средневековья
Вид: разновидность дракона похожая на змею или петуха
Внешность:Похож либо на петуха и дракона, либо на змею и дракона
Способности:Убивать взглядом и ядом
"Рожками шевелит, глаза такие зеленые с фиолетовым отливом, капюшончик бородавчатый раздувается. А сам он был фиолетово черный с шипастым  хвостом. Треугольная голова с  черно-розовой пастью широко распахнулась... 
  Слюна его крайне ядовита и если попадет на живую материю то тут же пойдет замена углерода на кремний. Проще говоря все живое превращается в камень и дохнет, хотя ходят споры что от взгляда Василиска тоже идет окаменение, но те кто хотел проверить это обратно не вернулись ..".( "С.Другаль "Василиск") .

Василиск - чудовище с головой петуха, глазами жабы, крыльями летучей мыши и телом дракона которое существует во мифологиях многих народов. От его взгляда каменеет все живое.   Василиск -  рождается из яйца, снесенного семигодовалым черным петухом ( в некоторых источниках из яйца высиженного жабой) в теплую навозную кучу.  По преданию, если Василиск увидит свое отражение в зеркале он умрет. Местом обитания Василисков являются пещеры, они же- его источник питания, поскольку ест Василиск только камни. Покидать свое убежище он может только ночью, поскольку не переносит крика петуха. И еще он опасается единорогов потому как те слишком "чистые" животные.
  Успехи естествознания изгнали из нашего сознания монстра, мало похожего на существо, рожденное человеческим воображением две тысячи лет назад. «Сегодняшний» зверь, который уходит из нашей памяти на двух лапах, вполз в предание на брюхе: в античном мире василиск был всего лишь самой зловредной змейкой ливийской пустыни. 
Картинно появлялся василиск у Плиния Старшего. По его рассказу, воин, имевший глупость пронзить смертоносную тварь длинным копьем, пал с коня мертвым — Яд вошел в его тело через древко копья! Более сметливый ратник, описанный Луканом, в похожей ситуации спас себе жизнь страшным способом: разрубив мечом василиска, он немедленно отсек себе руку, державшую меч. Но смертоносный гад пустыни был известен и раньше. За два века до Плиния и Лукана его упоминал Элий Стилон — как всем хорошо известное существо: «Случается в Африке, что змеи собираются на пир возле издохшего мула. Вдруг они слышат жуткий вой василиска и поспешно уползают прочь, оставляя ему падаль. Василиск же, насытившись, снова издает страшный вой и уползает восвояси». 
     В отличие от, например, оборотня и дракона, которых человеческое воображение рождало неизменно на всех континентах, причем независимо друг от друга, василиск — фантазия «локальная», творение умов европейцев и бытовавшая исключительно в Европе. В этом исчадии ливийской пустыни овеществился вполне конкретный страх древних римлян и греков перед непредсказуемыми опасностями песчаных просторов. Все страхи воинов и путников соединились в одну общую боязнь встречи с неким загадочным владыкой пустыни — «басилискосом», то есть «царьком» (по-гречески). И хотя грозный гад не удостоился уважительного «басилевс» — «царь», ужас перед ним был неподдельным. Что касается римлян, то они изредка пользовались словом «регулюс» — калькой с греческого, сдабривая страх уловимой для римского уха насмешкой; империя, подмявшая под себя столько царств, многих грозных владык привычно звала царьками. 
    Ну, а все-таки — кто же прототип? Исходным материалом фантазии ученые называют то египетскую кобру, то рогатую гадюку, то шлемоносного хамелеона. К тому есть основания: кобра этого вида движется полувыпрямившись — с поднятой над землей головой и передней частью тела, а у рогатой гадюки и хамелеона наросты на голове похожи на корону. В таком случае на лбу изваянных или нарисованных египетских фараонов и богов мы видим, возможно, не просто змейку с приподнятой головой — символ вечной жизни и могущества, а именно василиска. 
    Пустыня убивала человека многими способами. Неудивительно, что василиск возник как скопление смертоносных качеств: смертелен его взгляд (он истребляет все живое, выжигает травы, а камни обращает в пыль), его прикосновение, его дыхание, его вонь. Разумеется, жить такому чудищу на роду написано лишь в пустыне. Пустыня возникает вокруг него. 
Обезопасить себя путешественник мог только двумя способами: иметь при себе ласку — единственное животное, которое не боится василиска и бесстрашно вступает с ним в бой или петуха, ибо, по необъяснимой причине, пустынный царек не переносит петушиного крика. 
Василиска-змею поминал Аристотель, ливийского гада живописал Гелиодор, а Клавдий Элиан (римский софист, писавший по гречески) человека, который опасен даже на расстоянии, неизменно сравнивал с василиском. И все же ни один античный автор не воспламенился образом василиска и не удостоил его истинно подробного художественного описания. Зато в народных поверьях у василиска было свое прочное место: в древнеримских храмах кожа «царька» висела для отпугивания змеи и скорпионов, и никто не сомневался, что достаточно протереть серебро пеплом правильно сожженного василиска, чтобы оно превратилось в золото (в будущем это отзовется опытами средневековых алхимиков, их пиететом к василиску и активным использованием его в алхимической эмблематике). 
    Трудно сказать, как бы сложилась судьба василиска в христианскую эпоху, если бы не «везение»: совершенно случайно он попал в Священное писание. С легкой руки Иеронима Блаженного, автора Вульгаты — латинского перевода Библии, василиск был упомянут дважды в книге Исаии. Иероним одно из древнееврейских названий змеи произвольно перевел как «василиск». В современных  переводах  недоразумение устранено, однако в средние века оспаривать существование василиска было богохульством. 
Правда, на заре средневековья произошло и другое приметное для василиска событие — его временно... «потеряли»! 
Ливийский монстр не попал в «Физиолог» — энциклопедию живых существ, из которой черпали информацию все позднейшие средневековые бестиарии. Забвение, однако, не стало роковым — оставаясь временно в тени, василиск сумел перестроиться и явиться в новом, более отвечающем потребе дня облике. 
    Для успешной акклиматизации на европейской земле воображение скрестило его с петухом. В этом есть железная логика непоследовательности: извечные враги так тесно сплелись в схватке, что, наконец, срослись телами. Почему петух и василиск считались исконными врагами? Возможно, то была случайная прихоть фантазии. Но, во-первых, змею и птицу в одно тело воображение сращивало не раз. Во-вторых, еще в эллинистическом Египте верили, что ибисы питаются исключительно змеями и потому изредка из их яиц рождаются змееныши. Этим же птицам приписывали и некоторые физиологические странности: яйца-де они кладут из клюва. Такие рассказы — благодатная почва для последующей обработки. То, что мог далекий ибис, способен был совершить и соседский петух.
Достаточно частый и вполне объясненный современной биологией феномен перерождения петуха в курицу дал пищу для мрачной фантазии о василиске как «петушином отродье». Уже в эпоху Возрождения несколько петухов в разных европейских странах были подвергнуты пристрастному суду и, несмотря на все словесные ухищрения защитников, приговорены к котлу за злостное производство на свет василисков. 
     Начиная с XII века василиск стал расселяться по городам и весям Европы. И, как ни странно, оставаясь все тем же смертоносным, жутким чудовищем, зверь пугал все меньше и меньше: даже к самому отвратительному соседу со временем привыкают... Насчет «зверя» (а не «гада») — это не оговорка. Теперь василиск предстает в образе крылатого змея с головой петуха. Появляется он из яйца, снесенного петухом (об этом подробно рассказывает Пьер из Бовэ). У средневекового василиска хвост змеиный (реже драконий), крылья петушиные (реже лебединые); остальное, как правило, тоже от петуха: голова, гребень две лапы со шпорами. По принципу экономии фантазии у василиска осталась лишь одна смертоносная способность — его убивающий взгляд и дыхание. 
Преображение василиска в петуха вызвало и филологическое смятение: монстра стали все чаще называть кокатрис». Слово это стало общим для всех романских языков. И хотя английское ухо явственно слышит в нем слово «кок» — петух, на самом деле «кокатрис» — результат фонетических приключений латинского слова «коркодилус», обозначавшего в средние века не только (не столько) крокодила, как вообще любго чудища. Чосер в своих описаниях василиска пробовал применить гибрид—словечкачко «васили-кок», чтобы точнее определить природу чудища и отмежевано " с" разговорного значения слова «кокатрис» которое к тому времени приобрело иное значение. Это был специфический «термин». клеймящий гулящих женщин (ибо взгляды их убийственны для добродетели мужчин!). 
     Средневековые бестиарии рассказывали, что первый остроумный способ погубить василиска придумал  Александр Македонский. Монстр убил взглядом немало его воинов, и тогда царь поднес к его морде зеркало — и тот погиб от собственного взгляда. Зеркало стало главным оружием в борьбе с василисками, которые в средние века бесчинствовали вокруг жилищ, отравляли своим присутствием колодцы и шахты. Ласки по-прежнему считались природными врагами василисков, по одолеть монстра, они могли только пожевав листьев руты. Изображения ласки с листочками во рту украшали колодцы, церковные скамьи. В церкви резные фигурки ласок имели символический смысл: для человека Священное писание было тем же, что листочки руты для ласки,— вкушение мудрости библейских текстов помогало одолеть василиска-дьявола. 
Еще одной практической рекомендацией было глядеть на монстра из-под стеклянного прозрачного сосуда. Эти объяснения были на руку тем, кто в конце средневековья приспособился изготовлять чучела василисков — чаще всего их делали на основе морских скатов, и они были ходким товаром (последние экземпляры были проданы в США в тридцатые годы нашего века; поддельные чучела до сих пор хранятся в музеях Вероны и Венеции), Менее легковерные ученые и писатели удивлялись: если взгляд василиска летален — откуда столько свидетельств? Или свидетели видели другого зверя, или они попросту лгут! 
    Что известно о василиске сверх его внешнего вида? Лишь одно: смертельность  . «Царек» змеиного мира по-настоящему царил лишь в геральдике — как символ грозного могущества, царственности, свирепости (и занятий алхимией). Там, где нужен был лишь внешний вид монстра, где форма преобладала над содержанием— там василиск был ко двору.
Интересные факты: Шери Гигакс , подаривший миру злобоглазаи и совомедведя, породил ик роколиска -шестилапого василиска -крокодила, которого можно увидеть в игре "World of warcraft".
В упомянутом в статье рассказе Другаля, василиск был убит другим злодеем старины глубоким -Кощеем Бессмертным. Не выдержал змеиный царь Кощеева равнодушного взгляда!
Василиски -главные злодеи произведения Джеральда Дарелла "Говорящий свёрток".
Курообразного василиска иногда называют куролиск или кокатрикс.
Василисками также называют группу ящериц. которые живут в мангровых лесах и могут даже бегать по поверхности воды (другое название -Христовы ящерицы.Вот так кому -дьявольское, кому -Божеское).
Греческий василиск:
http://dreamworlds.ru/uploads/posts/2008-12/thumbs/1229185038_basilisk.jpg
обычный:
http://shkolazhizni.ru/img/content/i71/71047_or.jpg
Фентезийный(в фентези идёти разделение на  греческих и средневековых куролисков.Этот -греческий)
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/76/966/76966437_23.jpg

Отредактировано Блофельд (2012-03-27 14:59:44)

0

2

Блофельд написал(а):

Не выдержал змеиный царь Кощеева равнодушного взгляда!

Силен!

Статья очень интересная)

0

3

Holly Wood написал(а):

Силен!

Статья очень интересная)

Молодец Кощеюшка! Не посрамил личьего мундира)))) Надо будет почитать рассказ- что-то новенькое о войне кощея со змеюшкой))
  А статья, да , интересная, еще давно на мифологоической энциклопедии ее читала, тоже понравилась. :flag:

Отредактировано The Thing (2012-03-28 02:59:10)

0

4

Против василиска хороши фениксы.

0

5

Слепой Василиск

Слепой Вaсилиск

Мaринa и Сергей Дяченко

"Слепой Вaсилиск"

Когдa грохнуло в третий рaз нa полигоне, село нaше переселили в предгорья - от прежних мест подaльше. Подъемные выдaли, обустроиться помогли, в общем, не все тaк плохо, хотя чужое место - оно чужое и есть, и прежняя хaтa нет-нет дa и снится... Отец мой нa стaром клaдбище остaлся, в зоне отчуждения зa колючей проволокой, a мaть уже здесь, нa новом похоронили. Рaзвели их. Место крaсивое - рядом горы. Земля хорошaя; рaботы нет никaкой, только огород. Рядышком, зa перевaлом, село вaсилисков - межa их земли колышкaми помеченa, и кaмень стоит. Лысый тaкой, в лыжном костюме. Покaтaлся один нa лыжaх... Не местный, местные тудa не ходят. Нет охотников. Хотя с вaсилискaми у сельчaн зaбот кaк рaз и не было - они тихо зa перевaлом сидели, покa к ним не сунешься, никого не трогaли. А донимaли лесные брaтья, с позaпрошлой войны нa горaх зaстрявшие и только рaзбоем и живые. Бaб, прaвдa, только грaбили дa нaсильничaли иногдa, зaто мужиков, если поймaют, живыми не выпускaли. Не любили мужиков, особенно молодых. Через три годa, кaк переселились, я техникум зaкончил. Мaть к тому времени уже похоронили; вернулся я к сестре. То есть не совсем чтобы вернулся; решaть нaдо было, кaк дaльше жить, кудa подaться, ну и вообще... Сестрa меня нa стaнции втретилa; покa aвтобусa ждaли, онa и говорит: - Ты не пугaйся только. Вaсилиск у меня живет. Я молчу. Не было тaкого, чтобы вaсилиски в людских селaх жили. Врет, думaю. - Не вру, - говорит. - Слепенький он. Слепой. Его свои-то и выгнaли. У меня живет. Слепые - они безопaсные... Молчу. Приехaли. Дом новый, обустроилaсь Нaдюхa, уют нaвелa, ничего не скaжешь; крaсоту вокруг зaводить, это онa с пеленок любилa. Только я сел к столу входит. Бaтюшки-светы, высоченный - под бaлку, тощий, кaк воблa, кожa, кaк молоко, волосы бесцветные - aльбинос... И очечки черные, будто нa пляже. Неуверенно тaк, под стеночкой, хоп - и сел нa крaй скaмейки. Присмотрелся я - ну точно вaсилиск. Чистокровный. - Ну, Нaдюхa, - говорю потом. - Где же ты тaкое добро откопaлa? Нaдулaсь. Сидит, кaк помидоринa; сопит. Кaк, бывaло, в детстве, когдa зaстукaешь ее, что сaмa с собой в голос говорит. Былa у нее тaкaя привычкa уйти подaльше в поле, с деревьями секретничaть, с мурaвьями в игры игрaть... Сопит. - Извини, - говорю, - если что-то не тaк скaзaл. Только удивительно мне. - Удивительно, - говорит. - Мужиков у нaс мaло, кто ж из вaс в селе удержится... А ты нa меня посмотри. Крaсaвицa, дa? А Нaдюхa, нaдо скaзaть, и впрямь. Зaячья губa у нее с рождения. Рябaя, мaленькaя, рыжaя; мне онa сестрa, тaк я кaк-то и не зaдумывaлся... - А он, - говорит, - крaсивый пaрень. И сильный. И не пьет... А что слепой... Тaк он нaощупь приспособился. И корову выдоит, и дровa поколет... И... И покрaснелa сильней. - Ну, - говорю, - твое дело. Прости... - Пожaлелa я его, - говорит тихо. - Свои его прогнaли. Кудa ему? Слепой... - Дa, - говорю. - Конечно. И стaли говорить обо мне. Где рaботу искaть дa кaк быть теперь; Нaдюхa дaвaй меня уговaривaть, чтобы в селе остaлся. Рaботa, мол, будет, место хорошее, мужики очень нужны... И Вaрькa зa мной сохнет еще со школы. Ну, про Вaрьку я и без нее знaл... Поговорили. Нa другой день встретил и Вaрьку. Увиделa меня, тaк чуть с велосипедa не свaлилaсь - почту рaзвозилa... О том, о сем, и тоже дaвaй рaсскaзывaть, кaк тут у них все хорошо, кaк мужики нужны, a особенно обрaзовaнные, и кaкой у нее дом новый, и мотороллер, и мaшину купить собирaется... Рaспрощaлись. Погнaлa нa велике тaк, что ветер зaсвистел. А я дaльше пошел. Улицa новaя, домa одинaковые, из силикaтного кирпичa. Деревьев нет - одни прутики, когдa еще вырaстут... Дом теперь здесь. Родинa... Хотел водки купить - мaгaзин зaкрыт. А тут и aвтобус подкaтывaет; подумaл я, плюнул в пыль, поехaл нa стaнцию и купил билет нa последние деньги, нa послезaвтрa - обрaтно в город... Нaдюхе ничего не скaзaл. Нa другое утро пошел посмотреть, что тут зa горы. Хорошо. Солнце светит; озеро рядом, нa полянке овцы пaсутся, и Нaдюхин вaсилиск сидит в темных очочкaх, нa дудке тихонько игрaет. Крaсотa... А у меня в нaгрудном кaрмaне билет лежит. А если, думaю, плюнуть и билет сдaть? Вaрькa - крaсaвицa... Дом - полнaя чaшa, однa у родителей... Хозяйство будет, дети родятся, a мотороллер я с пaцaнячьих лет мечтaл оседлaть... Смотрю нa горы и думaю. Вдруг - будто холодом в зaтылок. Оборaчивaюсь... Кaк они подошли-то тaк близко?! Лесные брaтья; ничего не вижу, только кaк ножи под солнцем горят. Стaльные лезвия... Клянусь - ничего умного подумaть не успел. Знaю, что жизни моей полминуты остaлось, и ничего не могу придумaть, только про мотороллер Вaрькин. Что не довелось нa мотороллере. Вот тaк. И тут этот первый, котрый ко мне уже с ножом подбегaет - этот первый подпрыгивaет кaк-то непрaвильно и вaлится мне под ноги, я смотрю нa него, нож в руке стaльной, a сaмa рукa... Прожилочкaми уже. Бaзaльт. Я не понял спервa... Кaмень! Кaмень! Пaмятник лежит, руки рaстопырив, прaвaя ногa носком в землю, левaя пяткой в небо... Те прочие, что позaди бежaли, те рaньше меня все урaзумели. Они же рядом с вaсилискaми бок о бок живут; рaз - и нет никого, только ветки нa опушке шaтaются, дa кaменный мужик лежит, дa очочки черные в трaве вaляются... А глaзa у aльбиносa крaсные. Это потом уже знaющие люди мне скaзaли, что никaких слепых вaсилисков в природе не существует и существовaть не может. А тогдa я только смотрел ему в глaзa - дa и все. Свидетелей, кроме меня, нет; ему ведь все рaвно, сколько человеко-кaмней с обрывa в озеро нaвернуть - один или двa... И тогдa я полез в нaгрудный кaрмaн зa билетом. Лезу, a рукa трусится... А он смотрит. Вытaщил я билет, покaзaл; число покaзaл, ни словa не говоря. Уезжaю, мол. Нездешний я; что мне до вaших дел - ни помочь, ни помешaть... Он посмотрел нa билет, нa стaнцию нaзнaчения, нa число. Поднял свои очочки с трaвы и сновa нa дудке зaигрaл. А я обрaтно пошел. И Нaдюхе - Нaдюхе, конечно же, ни словa не скaзaл! А нa другой день потихоньку сел в поезд, Нaдюхе зaписку остaвил... Подло, конечно... Но... Я вот думaю - a если бы у меня этого билетa в кaрмaне не было? И еще - a если бы не лесные брaтья, не шухер этот - остaлся бы я в селе? И еще... никaк понять не могу. Чего он с ней живет, с рябухой, с зaячьей губой? Что он нaшел в ней?

0

6

так.. вспомнилось случайно

0


Вы здесь » ..::Великие Злодеи::.. » Мифологические » Василиск